Всемирная организация потребителей (Consumers International), членом которой является Общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей», уже несколько лет подряд призывает сосредоточиться на правах потребителей в цифровой среде, определив соответствующий девиз и для этого года: «Цифровой мир: надежные смарт-устройства» -пресс-релиз в приложении.
Пресс-релиз
ОО «Белорусское общество защиты потребителей»
Всемирная организация потребителей (ConsumersInternational), членом которой является Общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей», уже несколько лет подряд призывает сосредоточиться на правах потребителей в цифровой среде, определив соответствующий девиз и для этого года: «Цифровой мир: надежные смарт-устройства». Смарт-устройства (смартфоны, игровые приставки, смарт-телевизоры, портативные трекеры состояния здоровья (фитнес-трекеры), термостаты и многое другое), как умные, интеллектуальные устройства способны подключаться к другим устройствам, обмениваться с ними данными, взаимодействовать с ними и со своим пользователем. Смарт-устройства могут подключаться друг к другу и к Интернету с помощью широкого спектра коммуникационных соединений, и не только во благо, но и во вред для потребителя, поскольку потребители охотно раздают свои персональные данные по любому поводу и без повода.
В Беларуси День прав потребителей, учрежденный в 2000 году, проходит под девизом «Защита прав потребителей в эпоху умных технологий».
Развитие интернета привело к революции в возможностях покупки и продажи товаров. С момента совершения первых защищенных сделок в середине девяностых годов электронная коммерция развивается взрывными темпами. Все больше людей по всему миру наслаждаются преимуществами онлайн-торговли.
Как и в любом виде торговли, здесь неизбежны проблемы. Основными нарушениями прав потребителей при приобретении товаров (услуг) дистанционным способом в сети Интернет продолжают быть:
Реализация опасных товаров, не соответствующих обязательным требованиям, особенно это касается электротехнических потребительских товаров;
Не поставка товара (неоказание услуги) по оплаченному договору;
Нарушение сроков поставки товара (оказания услуги);
Реализация некачественного товара (услуги) или товара (услуги), не соответствующего описанию (ожиданию);
Целенаправленное введение в заблуждение потребителя относительно потребительских свойств товаров;
Сокрытие или неполное раскрытие информации о продавце (изготовителе, исполнителе);
Уклонение от рассмотрения требований потребителя;
Невозврат (уклонение от возврата) уплаченных потребителем средств;
Отказ потребителю в возмещении убытков (неустоек).
Отдельной проблемой является эффективное и оперативное пресечение распространения через сеть «Интернет» продукции, оборот которой запрещен либо ограничен (порядок пресечения деятельности сайтов продавцов, осуществляющих продажу такой продукции дистанционным способом, сопряжен со значительными временными затратами, а регистрация и перенос на новый ресурс (доменное имя) запрещенной информации может занимать несколько минут).
Решение споров, связанных с электронной торговлей, может потребовать значительных затрат времени, денег и усилий, и зачастую потребители не пытаются разрешить спор, особенно при небольшой сумме сделки. И это приводит к снижению доверия и уверенности в электронной торговле и других онлайн-услугах. И зачастую потребители не используют те же права, что существуют в реальном мире, т.е. в законодательстве той страны, в которой проживает потребитель. И одна из причин неиспользования прав – низкая осведомленность потребителя.
Поэтому необходимо повышать цифровую грамотность потребителей, для того, чтобы потребители могли пользоваться всем спектром интернет-технологий, умели находить в эпоху умных технологий информацию о товарах (работах, услугах), правильно оценивали ее и делали осознанный выбор при совершении покупок в интернет-магазине, а также владели навыками защиты от интернет-угроз.
Тел. 017 2371763
E-mail: info@bozp.by