15 марта - Всемирный день прав потребителей
Пресс-релиз
ОО «Белорусское общество защиты потребителей»
Всемирный день прав потребителей был установлен 15 марта 1983, через двадцать лет после исторической речи Президента США Джона Ф. Кеннеди.
С 2000 года в нашей стране на государственном уровне учрежден День прав потребителей – 15 марта. День прав потребителей совпадает еще с одним государственным праздником в Беларуси – Днем конституции.
Всемирная организация потребителей (ConsumersInternational), членом которой является Общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей», уже несколько лет подряд призывает сосредоточиться на правах потребителей в цифровой среде, определив соответствующий девиз «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».
Развитие интернета привело к революции в возможностях покупки и продажи товаров. С момента совершения первых защищенных сделок в середине девяностых годов электронная коммерция развивалась взрывными темпами. Все больше людей по всему миру наслаждаются преимуществами онлайн-торговли: по текущим оценкам свыше 50% пользователей интернета совершали покупки в сети.
Как и в любом виде торговли, здесь неизбежны проблемы. Основными нарушениями прав потребителей при приобретении товаров (услуг) дистанционным способом в сети Интернет являются:
Реализация опасных товаров, не соответствующих обязательным требованиям;
Не поставка товара (не оказание услуги) по оплаченному договору;
Нарушение сроков поставки товара (оказания услуги);
Реализация некачественного товара (услуги) или товара (услуги), не соответствующего описанию (ожиданию);
Целенаправленное введение в заблуждение потребителя относительно потребительских свойств товаров;
Сокрытие или неполное раскрытие информации о продавце (изготовителе, исполнителе);
Уклонение от рассмотрения требований потребителя;
Невозврат (уклонение от возврата) уплаченных потребителем средств;
Отказ потребителю в возмещении убытков (неустоек).
Отдельной проблемой является эффективное и оперативное пресечение распространения через сеть «Интернет» продукции, оборот которой запрещен либо ограничен (порядок пресечения деятельности сайтов продавцов, осуществляющих продажу такой продукции дистанционным способом, сопряжен со значительными временными затратами, а регистрация и перенос на новый ресурс (доменное имя) запрещенной информации может занимать несколько минут).
В сфере продажи потребительских товаров и оказания отдельных видов услуг посредством сети «Интернет» стала очевидной проблема неурегулированности деятельности, так называемых, агрегаторов, которые не являясь реальными продавцами товаров (услуг), выступают в качестве непосредственных получателей денежных средств от потребителей в счет оплаты тех товаров (услуг), информация о которых аккумулируется агрегаторами на своих ресурсах.
Решение споров, связанных с электронной торговлей, может потребовать значительных затрат времени, денег и усилий, и зачастую потребители не пытаются разрешить спор, особенно при небольшой сумме сделки. И это приводит к снижению доверия и уверенности в электронной торговле и других онлайн-услугах. И зачастую потребители не используют те же права, что существуют в реальном мире, т.е. в законодательстве той страны, в которой проживает потребитель. И одна из причин неиспользования прав – низкая осведомленность потребителя, недостаточное развитие цифровой экономики в регионе.
Поэтому необходимо повышать цифровую грамотность потребителей, для того чтобы потребители могли пользоваться всем спектром интернет-технологий, умели находить в сети «Интернет» информацию о товарах (работах, услугах), правильно оценивали ее и делали осознанный выбор при совершении покупок в интернет-магазине, а также владели навыками защиты от интернет-угроз.
Тел. 017 2629608
E-mail: info@bozp.by