15 марта - Всемирный день прав потребителей
Пресс-релиз
ОО «Белорусское общество защиты потребителей»
Всемирный день прав потребителей был установлен 15 марта 1983, через двадцать лет после исторической речи Президента США Джона Ф. Кеннеди.
С 2000 года в нашей стране на государственном уровне учрежден День прав потребителей – 15 марта. День прав потребителей совпадает еще с одним государственным праздником в Беларуси – Днем конституции.
Всемирная организация потребителей (ConsumersInternational), членом которой является Общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей», в этом году призвала сосредоточиться на правах потребителей в цифровой среде, определив соответствующий девиз «Потребительские права в цифровую эпоху», и наметив несколько аспектов, наиболее проблемных для потребителей. Это – возможность доступа и выбора; безопасность и возможность разрешения споров.
Развитие интернета привело к революции в возможностях покупки и продажи товаров. С момента совершения первых защищенных сделок в середине девяностых годов электронная коммерция развивалась взрывными темпами. Все больше людей по всему миру наслаждаются преимуществами онлайн-торговли: по текущим оценкам свыше 40% пользователей интернета совершали покупки в сети.
Как и в любом виде торговли, здесь неизбежны проблемы. Это могут быть жалобы, например, на неисправный товар, низкое качество обслуживания или фальшивые/поддельные товары. Или же это могут быть проблемы, характерные только для онлайн-торговли: низкое качество доставки или товар, не соответствующий описанию в рекламе.
Все чаще базовые цифровые услуги (широкополосный доступ, мобильная связь) функционируют не так, как должны, или подвергают пользователей риску мошенничества с кредитными картами или хищения персональных данных. Приложения могут перестать работать, и в этом случае потребителю остается ждать исправления, или вовсе лишиться возможности установить обновления.
Поскольку услуги предоставляются целым рядом провайдеров, работающих вместе, то очень сложно определить, кто несет ответственность. Допустим, Smart-TV не показывает каналы несколько часов, трудно доказать, что это имело место, и еще определить, с чем связано – с провайдером услуг интернета, самим устройством или каналом.
В случае электронной торговли также участвует ряд игроков – от провайдеров платежных карт до почтовой службы своей страны, и трудно определить ответственного за не предоставление услуги.
Решение споров, связанных с электронной торговлей, может потребовать значительных затрат времени, денег и усилий, и зачастую потребители не пытаются разрешить спор, особенно при небольшой сумме сделки. И это приводит к снижению доверия и уверенности в электронной торговле и других онлайн-услугах. И зачастую потребители не используют те же права, что существуют в реальном мире, т.е. в законодательстве той страны, в которой проживает потребитель. И одна из причин не использование прав – низкая осведомленность потребителя, отсутствие соответствующего законодательства, недостаточное развитие цифровой экономики в регионе.
Потребительские права в цифровую эпоху – девиз Всемирного дня прав потребителей - хороший посыл и хороший индикатор для анализа существующей ситуации в сфере защиты прав и интересов потребителей.
Тел. 017 2629608
E-mail: info@bozp.by