Пресс-релиз
Общественного объединения
«Белорусское общество защиты потребителей»
В 2021 году Всемирный день прав потребителей, ежегодно отмечаемый 15 марта, будет посвящен решению проблемы пластикового загрязнения планеты.
Пластик может быть весьма полезным материалом в повседневной жизни, однако наше чрезмерное потребление и производство пластика, особенно одноразового, ведет к глобальному кризису пластикового загрязнения.
Согласно отчету Pew Charitable Trusts & SYSTEMIQ “Breaking the Plastic Wave”, опубликованному в августе 2020 года, к 2040 году поток пластика в океан утроится, если не произойдет серьезных политических изменений, нововведений и изменений в поведении.
Для того, чтобы потребители смогли внести вклад в решение проблемы пластикового загрязнения и выбрать модель устойчивого потребления, необходимо системно менять потребительский рынок на всех уровнях: государства, бизнеса, разработчиков стандартов.
Кампания, посвященная Всемирному дню прав потребителей 2021 года, будет сосредоточена на принципах 7R:
-
Rethink (переосмысление модели поведения),
-
Refuse (отказ от ненужной упаковки),
-
Reduce (сокращение потребления, в т.ч. пластика),
-
Reuse (повторное использование упаковки),
-
Recycle (переработка),
-
Repair (ремонт товаров),
-
Replace (замена пластика на другие материалы).
Об итогах за 2020 год. Общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей», так как требует законодательство страны, подготовило и представило в регистрирующий государственный орган – Министерство юстиции Республики Беларусь информацию о деятельности.
В ОО «БОЗП» и организационные структуры за помощью обратилось 13834 потребителей (включая телефонную линию в г.Минске и обращения потребителей посредством электронной почты).
ОО «БОЗП» и его организационными структурами было заявлено 119 претензий и подано 221 исков, в т.ч. ОО «БОЗП» заявило 25 исков; заключено 1 мировое соглашение, по 1 иску отказано.
Потребителям возмещено материального и морального вреда в размере 569339,25 руб., в т.ч. материального ущерба 525657,85 руб. и морального вреда 43681,40 руб., из них по инициативе юристов ОО «БОЗП» материального ущерба 186059,87 руб. и морального вреда 8580 руб.
Пополнен бюджет по инициативе ОО «БОЗП» и организационных структур на 207735,97 руб., в т.ч. по инициативе ОО «БОЗП» 150038,79 руб. пополнены районные бюджеты г.Минска, взыскана в бюджет госпошлина по искам 11683,31 руб.
В 2020 году не исполнено около 48% решений судов по взысканию расходов по представлению интересов потребителей и отчислений 10% штрафа в пользу ОО «БОЗП» и организационных структур.
Общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей» проверок, семинаров для субъектов хозяйствования и индивидуальных предпринимателей не организовывает и не проводит, контрольных закупок не осуществляет, коммерческих структур не создавало.
Тел.+375173771763
E-mail:info@bozp.by
http://bozp.by
Читать дальше
Белорусское общество защиты потребителей при поддержке Союза общественных объединений "Международная конфедерация обществ потребителей" (КонфОП) совместно с НПЦ Национальной академии наук Беларуси по продовольствию и ООО «Экобрейн» проводят конференцию «Производить и покупать ответственно» в рамках Общественного конкурса «Лучшая продукция года-2020» и 26-й Международной специализированной оптовой выставки-ярмарки «ПРОДЭКСПО-2020».
Читать дальше
Сегодня белорусский рынок следует мировым трендам, где вырос спрос на натуральные и экологичные продукты и устойчивое потребление. Потребители стали больше внимания уделять своему здоровью и здоровью близких, заботиться об окружающей среде: они выбирают экологичные (органические продукты), которые создают меньше отходов.
Согласно исследованию «Отношение белорусов к продуктам органического сельского хозяйства» (Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь (преобразован в Белорусский институт стратегических исследований) август 2018 г.), степень осведомленности жителей крупных городов характеризуется как средняя. Участники опроса продекларировали заинтересованность в дополнительной информации о продукции органического сельского хозяйства. Опрос представителей торговых сетей показал, что часть из них пытается продвигать органическую с\х продукцию, однако эта работа носит единичный характер. Другие торговые сети не форсируют продвижение «органики» на белорусский рынок в связи с невысоким спросом.
Несмотря на, казалось бы, относительно большой поток информации в СМИ, в специализированных социальных сетях об экопродукции, органическом с\х, устойчивом потреблении и пользе ЗОЖ, информированность населения в целом и сотрудников ритейла (сетевые гипермаркеты) и их знания в этой области остаются крайне низкими. То же самое можно сказать и о качестве информации.
Ситуация усугубляется тем, что в Беларуси нет регулярных специализированных выставок или конференций, которые стали бы платформой для консолидации заинтересованного профессионального сообщества, отраслевых СМИ, блогеров и продвинутых потребителей.
Белорусское общество защиты потребителей – одна из организаций в республике, которая имеет большой опыт коммуникаций с потребителями, представителями торговых сетей, СМИ и государственных органов по теме устойчивого потребления.
Работа проекта будет способствовать повышению осведомленности представителей масс-медиа, потребителей и представителей ритейла о принципах устойчивого потребления и станет точкой отсчета для изменения в будущем поведенческих навыков потребителей.
Читать дальше
Но нередко возникает следующая ситуация: информация о продавце и импортере отсутствует, а производитель находится за тысячи километров – в Китае – претензии предъявить некому. Но даже если вы нашли продавца или, наконец, импортера, это не гарантирует стопроцентный возврат средств: чтобы выиграть суд, нужно предоставить доказательства, что товар куплен или заказан именно у него, что повреждения товара не связаны с его использованием и еще множество других нюансов.
Перед покупкой особенно дорогостоящих товаров наводите справки о продавце: насколько он надежен, как долго существует на рынке. Ведь при возникновении проблем с товаром, может оказаться, что предъявить претензии некому. Если недостаток товара выявился в период действия гарантии можно рассчитывать на ремонт, замену товара. Второй вариант -- отказаться от товара. Для этого нужно потребовать через письменное заявление возвратить деньги. Продавец обязан принять заявление, провести проверку качества товара. Если производственный дефект будет подтвержден, продавец должен вернуть полную стоимость товара. Все должно происходить в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
По закону проведение экспертиз возложено на продавца. Однако продавец очень редко ее проводит. В этом случае рекомендуем брать инициативу в свои руки и самостоятельно проводить экспертизу. Продавец обязан будет возместить стоимость товара, проведенной экспертизы и иные понесенные затраты.
На нашем рынке присутствуют запрещенные электротехнические изделия. Познакомиться с этим списком может каждый на сайте:
danger.gskp.by
В ходе общественного наблюдения сотрудники нашей организации выявляли факты реализации товаров, внесенных в “Реестр опасной продукции, запрещенной к ввозу и (или) обращению на территории Республики Беларусь”.
В списке встречаются и зарядные устройства для мобильных телефонов. Нередко запрещенные товары все же продолжают поступать к потребителю. Только не с полок магазинов, а с интернет платформ. Покупателям стоит быть очень внимательными. Как показывают результаты экспертизы, такие устройства действительно могут нанести вред здоровью потребителя, его имуществу.
Читать дальше